Популярные

Обо мне

пятница, 15 октября 2010 г.

Быть или не быть ВДВ ?!!

80-летний юбилей Воздушно-десантных войск проигнорирован Президентом и Министром Обороны. Они не пожелали встретиться с десантниками и даже не прислали обычное, в таких случаях, дежурное приветствие участникам юбилейного концерта в Кремлевском дворце, где 31 июля с. г. присутствовало около 5000 человек, в том числе 28 Героев России, защитивших в свое время Отечество от распада (в чеченских кампаниях) и от унижения (в операции по принуждению грузинского президента к миру). Юбилей каждого уважаемого, заслуженного артиста России удостаивается большего внимания, чем юбилей тридцатитысячного рода войск, заслужившего уважение народа России. Оказывается, есть причина такой «забывчивости» - слухи о реформировании, а фактическом расформировании и переподчинении ВДВ, подтверждаются и конкретизируются. Это обстоятельство объясняет многое.

Верховного Главнокомандующего ВС РФ, Д. А. Медведева, наконец-то, избавляют от Воздушно-десантных войск и вместе с этим избавляют от ответственности за применение его оперативно-стратегического резерва вследствие отсутствия такового. При этом у инициаторов этого «избавления» еще и появляется шанс убедить руководство страны в полезности военной реформы в исполнении начальника Генерального штаба Н. Макарова. Действительно, у вновь создаваемых стратегических командований «вдруг, откуда ни возьмись» появляются боеспособные группировки войск, которыми можно и противнику грозить, и старшему воинскому начальнику демонстрировать хотя бы на то короткое время, пока десантные соединения не опустятся до уровня общей стратегической импотенции.

Мы понимали объективность военной реформы и изначально поддерживали её замысел. Ликвидация излишних управленческих звеньев и оптимизация всей структуры управления при понижении порога тактической самостоятельности подразделений были неизбежны.
Однако, от замысла до исполнения дистанция огромного размера. До сего времени г-н Н. Макаров не мог предъявить ни одного видимого положительного результата из целей, заявленных вначале реформы ВС РФ, в том числе:

вопреки ожиданиям снизилась эффективность и оперативность управления соединениями, частями и подразделениями. Причинами этого являются очень низкая оперативная и техническая подготовка, а также и неслаженность органов управления сверху донизу. Да и откуда сим слагаемым взяться, если эти органы управления перетряхивают ежегодно в течение последних трех лет. При этом количество иерархических инстанций отнюдь не сократилось, как об этом заявлено господином Н. Макаровым, а в случае с воздушно-десантными соединениями существенно возрастает, размывая ответственность за конечный результат;

из всех вновь сформированных бригад постоянной готовности не найдется ни одной по-настоящему подготовленной и боеспособной. Главная причина этого – крайне слабая подготовка личного состава большинства подразделений. Министерство обороны оказалось неподготовленным к переходу на год службы солдат по призыву: отсутствуют соответствующие методики и программы боевой подготовки и современная учебно-материальная база, нет внутренних нормативно-правовых организационных и регламентирующих документов, адекватных новым реалиям и условиям службы;

в ВС РФ нет ни одной профессионально укомплектованной воинской части. Планы контрактной службы провалилась из-за неготовности, неумения и нежелания руководства ГОМУ ГШ, ГУВР, ГУК организовать подготовку и набор граждан на контрактную службу (Смирнов В. В. и Панков Н. А.), обеспечить нормальную боевую подготовку, а также службу войск в гарнизонах и частях (Н. Макаров). Экономические соображения тут не причем – в стране достаточно средств и граждан, желающих за те же деньги служить Отечеству, только в нормальных правовых и бытовых условиях;

не появилось и в ближайшее время не ожидается, заявленного Министром Обороны, эффективного института младших командиров. Разрушенная система подготовки военных кадров в Министерстве Обороны никак не хочет восстанавливаться «по щучьему велению» Н. Макарова и Н. Панкова. При этом в Министерстве Обороны никто не занимается организацией допризывной подготовки в гражданских ВУЗах студентов, то есть тех же призывников - потенциальных младших командиров, только возмужавших за время учебы и профессионально подготовленных по профильным военно-учетным специальностям;

казарменное хулиганство и дедовщина стали еще изощреннее и злее. Контрактники и срочники разных призывов оказываются в одном подразделении, зачастую, в одной казарме. К «неуставным» прибавились межнациональные конфликты в воинских частях. Офицеров-воспитателей, функции которых заключались в формировании здорового морально-психологического климата в казарме, сократили первыми. При отсутствии плановой боевой подготовки в подразделении неизбежно и отсутствие критериев объективной оценки места, роли солдат и сержантов в коллективе, готовности этого коллектива и его членов к защите Отечества. Вот тогда основным критерием оценки и самооценки становится срок службы со всеми вытекающими последствиями;

не удалось восстановить систему военно-патриотического воспитания молодёжи и её подготовки к военной службе, в т. ч. по военно-учетным специальностям. ГОМУ ГШ не были (при переходе к годичному сроку службы) разработаны и объявлены образовательные нормативы и стандарты призывника по ВУС. Эти стандарты не известны и сегодня. Соответственно, отсутствует правовая база лицензирования учреждений дополнительного образования, осуществляющих допризывную подготовку (за это отвечает В. В. Смирнов). Заявленное создание межведомственной комиссии (ответственный А. Сердюков) 22 апреля 2009 г. на заседании Госсовета в г. Рязани и в поручениях Президента так и осталось поручением – ни одного заседания комиссии, как таковой, не проведено и ни одного нормативного документа непосредственно из под пера этой комиссии не появилось. Плод бесплодных усилий, отнюдь не Министерства Обороны и не межведомственной комиссии, а неуполномоченного на то Центрального совета ДОСААФ России - «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» (распоряжение Правительства №134Р от 03.02.2010г.) - не по чину согласованная с незаинтересованными федеральными министерствами, не создает организационных и финансовых механизмов для этой работы. Положение с подготовкой граждан к военной службе продолжает ухудшаться, так как подобные заявления и документы, плодя безответственность и упование на центр, только расхолаживают чиновный люд на местах.

В Российских Вооруженных Силах в резерве Верховного Главнокомандующего до сего времени оставалась группировка (род войск) - Воздушно-десантные войска, которые сохраняли боеготовность и боеспособность достаточную для быстрого реагирования на локальные, внезапно возникающие угрозы национальной безопасности. И мы надеялись, что Воздушно-десантные войска будут оставаться в руках военно-политического руководства страны тем инструментом, который позволил бы адекватно и оперативно реагировать на эти вызовы до появления положительных результатов и анализа недостатков военной реформы. Повторюсь, что стратегия и замысел реформы нами всегда поддерживались, так как они соответствует современным реалиям, вызовам и угрозам, но исполняется крайне неумело и безответственно. Соединения и части ВДВ, благодаря решениям Президента и Министра Обороны, заявленным в 2007-2008 гг. в меньшей мере, чем другие виды и рода войск были затронуты разрушающими мероприятиями буксующей военной реформы.
Но видимо именно это обстоятельство служит живым укором авторам и исполнителям создания «нового облика Вооруженных Сил» и они решают исправить такое положение. Подготовлена Директива, согласно которой Командование ВДВ становится подразделением Главного Командования Сухопутных войск (органа административного управления, не обладающего оперативными функциями), а соединения и части ВДВ фактически выводятся из резерва и непосредственного подчинения Верховного Главнокомандующего (Генерального штаба) ВС РФ и передаются в оперативное подчинение Командованиям стратегических направлений «Север», «Запад», «Юг», «Восток».

От такой «рокировки» Россия получает следующие результаты:

1. Военные.
ВС РФ лишаются высокомобильной, боеготовой, оперативной группировки войск, способной самостоятельно, при поддержке ВВС, решать внезапно возникающие оперативные задачи в локальных конфликтах за пределами Российской Федерации, либо на удаленных изолированных территориях, где собственно сегодня (и в ближайшем будущем) богатеет Российское государство, его чиновники и олигархи. Верховный Главнокомандующий и Генеральный штаб теряют возможность усиливать и закрывать опасные направления своим оперативно-стратегическим резервом. Утверждение, что стратегические командования будут способны самостоятельно решать эти задачи при наличии в их составе отдельных соединений ВДВ и армейской авиации (в будущем предусматривается формирование мощных вертолетных соединений) спорно и безосновательно.

Во-первых, пока нет и неизвестно, когда будут сформированы мощные вертолетные соединения, способные перебросить и поддержать боевые действия оперативного десанта, хотя бы в составе одной бригады или воздушно-десантной дивизии.

Во-вторых, у стратегических командований нет мобильных средств и штатных командных пунктов, подготовленных к переброске и развертыванию в районах применения десанта за пределами РФ или на удаленных изолированных территориях для управления действиями частей и подразделений десанта.

В третьих, у стратегических командований нет средств и органов для подачи запасов (боеприпасов, продовольствия, ГСМ), необходимых десанту для ведения боевых действий за пределами РФ или в удаленных и изолированных районах.
В четвертых, сегодня нет ни знаний, ни опыта (и не скоро будут) планирования, переброски, управления и обеспечения боевых действий оперативных десантов – а это цельный и самодостаточный раздел военного искусства.

В пятых, если появится в обозримом будущем достаточное количество транспортных и боевых вертолетов, то почему бы стратегическому командованию одну-две бригады постоянной готовности не готовить к применению в качестве вертолетного оперативного или тактического десанта, исходя из конкретных условий, оценки развития обстановки и потенциальных угроз на том или ином ТВД.

2. Военно-политические.
Для кого и для чего Советом Безопасности РФ созданы и Президентом в 2010 г. подписаны Концепция национальной безопасности и Военная Доктрина Российской Федерации?
Ст.11 Концепции: «Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове». И далее ст.12 «В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников». При этом Военная Доктрина требует от Генерального штаба «выбирать оптимальные направления строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, формы и способы их применения, исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки, военных опасностей и военных угроз…».
А далее Доктриной определено, что «…формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством». Зная состояние частей и соединений постоянной готовности, хочется попросить Н. Макарова: какими силами и средствами, какими оперативными формированиями предусматривается сегодня реагировать на эти угрозы и вызовы? Или не предусматривается вовсе? Тогда зачем и для кого Российским Президентом утверждаются «Концепции…» и «Доктрины…»?

3. Геостратегические.
Если нет пророков в своем Отечестве, так присмотритесь, господа, как строятся вооруженные силы у наших партнеров. Через военные реформы в последние 20 лет прошли армии большинства стран НАТО, США. Китая, постсоветских республик. Везде наблюдается формирование мобильного компонента - непосредственно подчиненного военно-политическому руководству самостоятельной оперативной группировки, усиление её роли и веса в общей структуре вооруженных сил.
Нынешний (Обамовский) оборонный бюджет США ясно дает понять, что военное будущее Америки лежит в "экспедиционных боевых операциях". Части американского корпуса морской пехоты (175 тыс. чел.), дислоцированные на заморских базах и судах, готовы в любой момент принять в них участие. Для операций на Ближнем и Среднем Востоке Пентагон содержит 18 воздушно-десантный корпус, в который входит четыре дивизии, три бригады, отд. полк и части обеспечения. Его общая численность 90 тыс. чел. Эти объединения войск обладают административной и оперативной самостоятельностью.
В НАТО сформированы силы быстрого реагирования численностью 25 тыс. чел. Цель нового оперативного объединения, подчиненного непосредственно главнокомандующему войсками НАТО, по словам генсека НАТО: «успокоить страны, которые испытывают нарастающие опасения по поводу России».
Однако, у нашего Генерального штаба, как всегда в России, свой особый путь – показать всему миру пример того, как нельзя проводить реформы. Россия сегодня теряет своё национальное достояние - боеготовые и уникальные по своей стратегической и тактической мобильности войска, каких не имела, и еще долго не будет иметь, ни одна армия мира. Кроме Воздушно-десантных войск для реагирования на удаленные локальные вызовы у России нет другого военного инструмента
Полтора десятилетия назад (Россия тогда переживала «смутное время»), играя в «шахматную Евразию» Збигнев Бжезинский писал, что "не располагая возможностями по переброске войск на большие расстояния для навязывания своей политической воли и сильно отставая в технологическом отношении от Америки, Россия и Китай не имеют средств, чтобы постоянно оказывать политическое влияние в мире...". Сегодня Китай уже имеет такую возможность и России пора её восстановить, в том числе наращиванием группировки ВТА. Напомню о том, что всего лишь сутки понадобились двум соединениям ВДВ в 1968 году, чтобы десантироваться и занять намеченные объекты в г. г. Прага и Брно. В 1979 г. 103 гв. вдд и 345 гв. пдп за сутки заняли все правительственные и административные учреждения в столице Афганистана г. Кабул и обеспечили плановый ввод войск в эту страну. Не вникая в политический смысл, в военно-техническом и оперативном отношении это были блестящие военные операции. Ни 18 ВДК, ни КМП США не могут похвастать чем-либо подобным.
Весьма оперативно, решительно и эффективно действовали части ВДВ, защищая целостность и интересы России при локализации всех вооруженных конфликтов, на протяжении последних двух десятилетий. Бесспорно, что при всех прочих равных условиях десантные соединения и части на порядок мобильнее других как при перебросках на театры военных действий, так и на поле боя, их тактические приемы и способы более современны и в наибольшей мере отвечают условиям локальных конфликтов. Эти преимущества будут неизбежно утрачены, если проекты начальника ГШ ВС РФ будут реализованы.

4. Общественно-политические.
Десантники, ветераны ВДВ, общественные организации ветеранов ВДВ всегда были и есть лояльны к государственной власти, полагая себя частью государства, его защитниками. В Уставе «Союза десантников России» записано положение о запрете на вступление «Союза» в политические партии и о невозможности приема в «Союз» организаций преследующих политические цели при сводном выборе партий физическими лицами – членами «Союза». Это позволило «Союзу десантников России» сохранить единство, корпоративную сплоченность и стать по-настоящему массовой и дееспособной всероссийской организацией, могущей защищать своих членов и отстаивать интересы своей корпорации.
Однако, следует учитывать, что практическое воплощение решения о расформировании Воздушно-десантных войск и передаче их соединений и частей в подчинение сухопутных начальников вызовет отрицательную реакцию, не только 30 000 военнослужащих ВДВ и тридцатитысячной армии членов «Союза десантников России», но и всей двухмиллионной аудитории дееспособных мужчин в возрасте от 20 до 50-60 лет, когда либо служивших в ВДВ. Этот протест уже материализуется в интернете. Некоторые воспринимают эту «раздачу», как признак попытки «слить Россию», понимая её беззащитность перед лицом «воинствующих Саакашвилей». Следует ожидать существенный рост рядов «Союза десантников России» и сплоченности десантных организаций при резком и устойчивом всплеске оппозиционных настроений по отношению к властным государственным и военным органам: Президенту, Правительству, Министерству Обороны. А им это надо…?

5. Морально-психологические.
Передача разрозненных соединений и частей ВДВ в подчинение нескольким, безусловно ответственным и самодостаточным начальникам, объективно разрушит десятилетиями складывающуюся и доказавшую высочайшую эффективность систему воспитания и подготовки личного состава этих войск. Этот фактор вообще никогда не учитывался Генеральным штабом. Но, эта объективная реальность, данная Генеральному штабу в ощущениях, не вечна. Если с военно-технической и оперативной точек зрения еще можно найти спорные и безосновательные аргументы в пользу «раздачи» соединений и частей ВДВ разным командованиям, то аргументы такой «раздачи» теряют всякий смысл при учете ущерба морально-психологическому состоянию и боеспособности личного состава парашютно-десантных частей и подразделений. Именно благодаря этому фактору, Россия имеет возможность гордиться победами и достижениями своей армией.

Науке известно, что человек использует возможности своего мозга только на 3-4%, остальные его нервные клетки «спят». Ученые утверждают, что самый большой подарок своему ребенку родители могут сделать, если сумеют его сознанию, его мозгу придать уверенность: « Я могу…!!!». В таком состоянии у ребенка (у взрослого тоже, но меньше) включаются в работу еще какая-то дополнительная часть его нервных клеток, увеличивая интеллектуальные, волевые и физические возможности.
В Воздушно-десантных войсках РФ еще со времен СССР во многом благодаря интуиции В. Ф. Маргелова, сложился и прижился уникальный метод появления в мозгах молодых офицеров и молодых солдат (фактически тех же детей - пацанов со школьной скамьи) этого самого осознания «Я могу…!!!».
Этот метод, ставший системой, передается в традициях войск, в программах «боевой и политической подготовки», через выпускников Рязанского Воздушно-десантного училища, через преодоление страха парашютных прыжков, через корпоративную сплоченность и ответственность не только за себя, но и «за десант», через символы десантных соединений, через девиз «Никто, кроме нас!» и через многое-многое другое, порой не поддающееся объяснению: атмосферу десантного комплекса, полигона, класса, казармы. Пусть это осознание дается не каждому десантнику, но даже четверть личного состава подразделения с такой установкой ведет за собой остальных.

Последние десятилетия явили тому немало наглядных примеров: Афганистан, Чечня, Югославия, Грузия - вот далеко неполный перечень горячих военных конфликтов, в которых десантники меньшим числом вынесли основную тяжесть наиболее острых и ответственных операций и боев. Только за последнее десятилетие, уже после вывода из Афганистана, более 100 из них стали Героями Российской Федерации (50% посмертно). Эта система подготовки и воспитания объективно разрушится. Её невозможно сохранить без Командования ВДВ, без своего училища, без кадрового и организационно-мобилизационного органов, без системы воспитания, без традиций боевой и воздушно-десантной подготовки, без традиций десантного братства военнослужащих и ветеранов.

Напомню слова спартанского царя Леонида (предводителя 300 спартанцев), сказанные одному из македонских царей перед битвой с персами при Фермопилах: «…у меня воины, а у тебя пастухи – тебе не выстоять» (речь о 300 воинах и 10 000 войске). Так и с десантными соединениями через год-два после реализации этой директивы: воины, стоящие в бою стотысячной армии, неизбежно превратятся в 30 000 «пастухов». Объективно всё идет к тому.
Сегодня Рязанское Воздушно-десантное училище уже не подчинено Командованию ВДВ. Оно стало десантным факультетом в составе некоего аморфного учебного центра Сухопутных войск (Общевойсковой Академии). Командование ВДВ отстранено от допризывной подготовки молодёжи и от призыва в ВДВ – это теперь функция ОМУ военных округов. Неформально «Союзу десантников России» с трудом удается согласовывать, чтобы выпускников молодёжных клубов десантного профиля, подготовленных и желающих служить в ВДВ, призвали в эти войска. Теперь же оперативной и боевой подготовкой десантников займутся те, кто довёл свои соединения и части до «ограниченно-боеготового» состояния.
Первый и второй шаги до «Я не могу…!!!» уже сделаны согласно директив Генерального штаба, которые для командования Воздушно-десантными войсками имеют силу закона. Пойдём дальше или остановимся? Еще не поздно сделать и шаг назад. Нужна лишь воля военно-политического руководства страны.

Не только расформирование, но и ослабление ВДВ ослабляет Россию, лишает её возможности «навязывать другим свою политическую волю» и защищать свои национальные интересы. ВДВ должны содержаться в постоянной готовности именно как резерв Верховного Главнокомандующего, в его непосредственном подчинении при минимуме иерархических инстанций, передающих его указы и приказы, как мобильная многофункциональная оперативная группировка войск под единым командованием, обладающим административными (формирование, содержание и подготовка войск), так и оперативными (планирование, боевое применение и управление войсками в ходе операции) функциями.
Надеемся, что есть еще время остановиться и подвергнуть серьёзному анализу все факторы военной реформы с участием ВДВ, в том числе и вышеизложенные.

Автор: Павел Поповских, председатель Центрального совета «Союза десантников России», начальник разведки ВДВ 1990-1997гг.
Информация с: desantura.ru

А это интересную и полезную статью я разместил в своем блоге потому, что мне не безразлично своё будущее, будущее своей Родины, а будущего не будет без нормальной защиты от инородних захватчиков, которые только и ждут, когда Россия-матушка начнет загибаться ! Не дождетесь...

Комментариев нет:

Архив блога